Следующий день, 11 августа, был последним днем, на который у нас было разрешение на посещение плато. Мы уже давно поняли, что не успеем к назначенным датам, но надеялись, что, раз у нас есть разрешение, то сможем договориться на посещение, на другие дни.
Утро выдалось солнечным, но на верхушки гор периодически налетали облака и тогда мы оказывались в тумане.
Поднявшись на следующую по маршруту гору, увидели горные модули, обозначенные на картах как приют «Щебенка». Останавливаться не стали, поехали дальше. Гора «Щебенка» называется так, потому что на вершине горы находится куча мелко колотых камней, такое ощущение, что высыпали огромный КАМАЗ щебня, но скорее всего, когда-то здесь тоже стоял останец, который со временем рассыпался. Дорога идет по вершинам хребта и особых проблем с передвижением нет. Ну иногда встречаются небольшие курумники. Облачность рассеивается и вокруг открываются сногсшибательные виды. Проезжаем какую-то пустую палатку с порванным боком и почти растаявший снежник.
Через несколько километров видим еще несколько модулей. Здесь они стоят на самой дороге, и мы остановились, чтобы их рассмотреть. Модули рассчитаны на 8 человек и в них есть необходимый для выживания минимум – печь, соль, спички, аптечка. Отдельно стоит странной формы туалет.
Удовлетворив любопытство, отправляемся дальше. С утра мы планировали, что за день постараемся подъехать как можно ближе к Вологодской грани, но дорога относительно хорошая, идем резво, появилась слабая надежда, что доберемся до самого горного лагеря. Правда впереди еще болота…
И спуск с горы… На мой взгляд это самый сложный участок. Сильные крены и курумник из крупных камней. Здесь как раз и стояла брошенная сотка с завернутым карданом. А вдалеке виднелись останцы МаниПуни.
Проезжаем горелый лес, место, отмеченное на карте как граница Европа-Азия, но самого знака нет, только странное нагромождение сломанных железяк…
Вместо болот, дорога идет по лесу среди камней и корней. Стоит добавить глубокую колею и крены. Здесь периодически приходится лебедится.
Как всегда, отличились наши Дебилушки. Они уже давно вели себя как приличные люди, но теперь, их терпению пришел конец… и они погнули ХайДжек. Даже не использовав его ни разу… Ну просто они лебедились, а тут крен и береза… ХайДжек выехал из места крепления, зацепился за березу и работал как якорь… Но кто обращает внимание на такие мелочи… Ну не идет машина, значит нужно приложить больше усилий…
Ручьев по карте больше не предвиделось, так что воду набрали прямо на дороге. Она сочится по всей горе, нужно просто найти ручеек чуть побольше и подставить тару. Вода кристальная.
Кажется, где-то здесь мы оторвали выхлопную трубу, поняли, что наш трос лебедки слишком долго лежал без дела и теперь рвется в самый неподходящий момент. Но зато перестал греться движок. Отремонтированное колесо не спускало, передок исправно щелкал зубами.
Остановившись попить чайку, Антоха впервые высказал робкую надежду на то, что мы можем успеть сегодня сходить на плато, если скорость передвижения не упадет и мы приедем часикам к трем… МаньПуПунер на закате…
Ребятам нужно было быть в Ивделе самое позднее 19 августа и их начинало поджимать время.
К границе заповедника и горному лагерю Вологодская грань, мы добрались к четырем часам по Москве и шести по Ивделю. Как раз где-то здесь проходит граница часовых поясов. Там уже стоял Луноход и куча квадров, тех, которые ехали без разрешения…
Нас уже ждали и очень удивились, что мы все-таки решили идти на МаниПуни на ночь глядя. Ребята сказали, что мы без проблем можем пойти на плато и завтра, здесь с пониманием относятся к тому, что люди могут не успеть к запланированным датам. Но, поскольку Антоха с Аленой торопились, мы решили идти сейчас…
Уже тогда мы понимали, что это не самая хорошая идея, но что будет так тяжело, не ожидал никто. После дня пути по тяжелому бездорожью, прогулку длиной в 25 км, по горной пересеченной местности, не подготовленным городским жителям я не посоветую.
Между Вологодской гранью и лагерем на плато 11 км, умножаем на два, плюс примерно 2 км на прогулку по плато и где-то километр на вход-выход за границу заповедника.
Тропа, отсыпанная щебенкой только на вершине горы, все остальное - обычная тропинка по лесу и курумникам. Но сейчас там строят странное сооружение, называемое мостом. На вбитые в землю металлические опоры делают дощатый настил на высоте примерно 60 см над землей. Доски кладут под шаг, что удобно, но, если ты оступился, прощай ноги. Перил тоже нет… Говорят, потом застелют сплошняком, а пока работают на метраж. Стоимость погонного метра называют заоблачную, даже писать не буду, с учетом того, что работают волонтеры бесплатно.
Итак, дорогу на плато мы прошли более-менее легко и пришли точно к закату. В домике нас ждал проводник Паша. Он рассказал нам правила и повел к останцам. Во всех отчетах народ пишет про эмоции, охватывающие при виде них… Наверное, они бы у меня тоже были, если бы не усталость. Ну да, порадовались, по фоткали, но не того совершенно ждали.
Паша рассказал нам, что каждый останец имеет свое название – это Турист, а это Невеста. При должном воображении можно увидеть их очертания. Подходить близко можно только к самому первому, тропа проходит прямо рядом с ним. Разрешается загадать желание и потрогать его на удачу. Оставлять приношения – конфеты, ленточки нельзя – потом из разносит ветром по тундре. Сладости можно оставить егерям… Они там на одних крупах сидят…
С погодой нам повезло, и как модно говорить, Пупы нам «открылись». Но темнело очень быстро и нам нужно было идти обратно. Солнце давно село за горизонт и на склон горы вышел медведь, покушать чернички. Это был наш второй мишка.
На обратном пути зайцы разбегались у нас из-под ног, а Серый, как уже говорилось выше, описал двух из них.
Дорога обратно… Это трэш… Ходьба по ночному лесу с одним фонариком на двоих, периодическими похлопываниями для отпугивания медведей и постоянными напоминаниями от проводника, что нужно громче говорить. Говорить мы не могли… Еле переставляли ноги. На этот раз делали привалы, но после них было только хуже. Звезды кружились перед глазами, а ходьба по свежим доскам, белеющим в темноте, вообще походила на движение в тоннеле со стереоскопическим эффектом. Последние 800 м казались нескончаемыми. В добавок луна скрылась и начал накрапывать дождь. К машинам пришли во втором часу, под дождем поставили шатер и рухнули спать. Ужинать не стали.