Про культуру и нормы
xommep
Продолжаю "культурную" тему; после очередного разбора культ-работников попробуем погрузиться в тему культурных норм. Дла залётных эта тема может показаться скушной и ненужной; но это, как всегда, от путаницы понятий "культура" и "искусство". Культурные нормы - это не кто где что ревёт дурным голосом, а наши с вами ограничения и наоборот, общепринятое поведение. То есть эта тема так или иначе касается всех.
В очередной раз сошлюсь на культурную не-субъектность обывателя - когда заходит речь про культуру, обывателю становится скучно - это дело каких-то дяденек в пинжаках, а его это не касается. То есть как бы по умолчанию считается, что культура - она про что-то такое возвышенное и непонятное простому человечку; это как раз из-за путаницы культуры с искусством. Про искусство было в прошлый раз, сегодня (как у меня обычно и бывает) больше именно про культуру, причём в практическом разрезе; хотя без заныривания в философские вопросы в любом случае не обойтись. ;))
Начать рассмотрение культурных вопросов хотелось бы... с автопрома. ;) Наверняка это вызовет ряд вопросов, где авто и где культура, но у понятия "культура" масса аспектов, и как минимум можно говорить про культуру производства. И если мы посмотрим на немецкий автопром и, например, завод УАЗ, то мы можем говорить про разную культуру производства. Здесь обычно принято переходить к обзывательствам и обличениям, но если смотреть с культурной точки зрения, то у этих машин разное предназначение; грубо говоря, разные цели, именно поэтому я и рассматриваю культурный вопрос на таком вольном примере.
Немецкий автопром (в его обывательском смысле, в реальной жизни он уже вполне может быть не немецким и с финансовой, и даже с географической точки зрения) нацелен на требовательного пользователя, который желает пользоваться техникой "из коробки" и не желает разбираться, как там всё устроено. Грубо говоря, "авто для блондинок". ;))) Несмотря на несколько уничижительное определение ;), эта цель требует высочайшей культуры производства, чтобы в авто было А, Б, Ц, и не было Е, Ф и Ж. Причём я недаром говорю именно за автопром в целом, потому что в авто практически любой модели производства условно немецких марок, даже зачастую изрядно Б/У, вы найдете эти самые А, Б и Ц и не найдёте Е, Ф и Ж. Да, они будут меньше/больше, мощнее или слабже, проходимые и не очень, но определённый набор потребительских качеств вы там найдёте (и, соответственно, не найдёте опредёлённых недостатков).
Если же брать УАЗовскую продукцию, то в ней вы найдёте массу интересного и не очень, что вообще не соответствует вышенаписанному. Обычно здесь включается режим проклятий, но на эту технику можно посмотреть с другой стороны - она для других людей. Покупатели УАЗов, как правило, понимают, что они берут, и готовы самостоятельно разбирать собственное авто; во многом именно за этим они и покупаются. У этой марки есть масса фанатов по всему миру, несмотря на очевидную архаичность и соответствующую культуру производства; например, полноприводные минивэны сейчас практически не выпускаются вообще.
Тюнинг легендарной "буханки" - излюбленное дело фанатов бездорожья
И понять, как это всё до сих пор сохранилось, с точки зрения условно немецкого автопрома, решительно невозможно - в век гибридов и электрокаров выпускать модели из 1960-х... Но, повторюсь, это именно с определённой точки зрения; а с точки зрения определённого круга граждан наоборот, вся эта древность только лишь и даёт возможность заниматься любимым делом. И это им позволяет вполне определённая культура производства, которая не только про вольное натягивание гаек и не-соблюдение регламентов, но и про предоставление пользователю возможностей произвольно вмешиваться в конструкцию.
И здесь ключевое слово (как и обычно этом в журнальчике) - зачем. Если вам важно, чтобы под капот вообще не заглядывать, то необходимо всё там обложить определёнными регламентами, чтобы не давать дураку-пользователю что-либо сломать. И наоборот, можно всё максимально отпустить и отдать на откуп покупателя - делай что хочешь, но на свой страх и риск. Да, это всё наследие клятых борщевиков, и в современном мире ему как бы не место, но опять же, смотря с какой точки зрения. Не все на свете блондинки, :)) и у кого-то другие цели и задачи. И когда определённые граждане начинают возмущаться подобной культурой производства, я вспоминаю старые песни периода развала СССР - зачем нам эти дерьмовые станки, мы всё за рубежом купим. События последнего времени показывают, что этот подход, мягко скажем, немного наивен. Это не считая того, что подобным образом вы плюете в людей, которых не устраивают общепринятые тенденции по превращению авто в нечто исключительно для города и для не-квалифицированного пользователя.
На последнюю мысль обращаю самое пристальное внимание - когда мы говорим за культуру в любом смысле слова, мы всегда должны задаваться вопросом "зачем", они как близнецы-братья. Когда вы пытаетесь натянуть свой ответ на этот вопрос, вы автоматически наезжаете на тех, кто считает по-другому. Мысль тривиальнейшая, но, как ни странно, мало кому приходит в голову; хотя почему "странно", дело в обывательской морали.
Общепринятая точка зрения в современном "обществе" постулирует личную Свободу как верхнюю ценность для обывателя; что на самом деле не так, о чём я также регулярно говорю. Нет каких-либо общих целей, которые могли бы оправдать нарушение вашей Свободы. Опять же, события последних лет показывает, что это не так; однако обывательская мораль до сих пор транслируется в массы из любого утюга - ты этого достоин, бери от жизни всё, и т.д. И именно этот подход позволяет обывателю считать, что если я считаю так-то, то все должны считать так же. Смотреть на ситуацию с другой стороны вообще не нужно; я же Свободная Личность, чё хочу, то и ворочу. Этот вопрос разбирал в статьях о либералах и "либералах" - то, что в мире принято считать "либерализмом", это на деле лютейшая дичь с точки зрения определений.
Негласный лозунг либералов без кавычек приписывается Вольтеру: "Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить". И тем не менее, мы видим, что в современном мире запросто можно навязывать людям, во что им верить и не верить; и в том числе, что считать правильным/неправильным. Вся "культура отмены" построена именно на произвольном определении Добра и Зла. И это не просто какие-то там возвышенные слова, это те самые нормы и ответы на вопрос "зачем", описанные в теме с автопромом.
Недаром я стараюсь всегда писать слово "общество" в кавычках, применительно к современности - его нет ни в одной стране мира (возможно, за вычетом КНДР); везде постулируется та самая версия псевдо-либерализЪма, когда ложно постулируется примат личной свободы, и при этом эта самая личная свобода на деле никак не уважается; это просто инструмент манипуляции обывателем. Вот, посмотри, мы же делаем, что тебе нравится - видишь, какие у нас машинки, каждый год новая модель; экраны всё больше, колёса всё красивее, и т.д. Но если тебе нужно что-то за пределами выстроенной маркетоидами картинки, на тебя посмотрят как на дурачка - извините, для вас ничего нет, выбирайте из ста сортов дерьма. Да, всё красиво, только зачем? Мне вот это не надо, у меня другие цели; но если ты не такой, как все, то заткнись и хавай, что дают.
Здесь можно было бы сослаться на демократию - дескать, так решило большинство; сооцно, надо подчиниться. Но, простите, вы же сами что-то говорите про Свободу Личности, не?.. Вроде "шагать строем" - это что-то из словаря борщевиков?.. А, просто есть "правильная" точка зрения, и "неправильная", причём на произвольный вопрос, от диаметра колёс до политической ориентации. Свобода, чё уж. "Демократия" в современном варианте - это навязывание мнения обывателю через СМИ; а, напомню, обыватель не субъектен в культуре, он её отдал на откуп специалистам. А что такое у нас культура, вспоминая начало статьи?
И речь тут не за конспирологию или борьбу за права пролетариата, а про то, что вроде бы "общепринятые" нормы на самом деле не разделяются массой людей, причём сознательно; а те, кто их как бы и разделяет, в основном делает это бес-сознательно; просто потому, что "у всех же так". Получается что-то вроде диктатуры меньшинства. Ну да ладно, даже это не суть, кого больше, кого меньше; речь про то, что нормы определяются вопросом "зачем", т.е. нашими целями и задачами. Если вы хотите красиво ездить по асфальту с работы домой и взад, то ваш нужно одно авто, а если "за туманом и за запахом тайги" - несколько другое.
Тем не менее, вся мировая система настаивает, что вам таки надо ехать по асфальту; а если вы и хотите куда-то там за разными запахами, то вам нужно отдать в разы и на порядок больше денег; просто потому, что потому. Хотя задача эта несложная, и если её решать, она решится без проблем; вот только незачем. Опять же, всё тот же вопрос "зачем". За вас уже всё решили, ваше дело - хавать, что дают. Субъектность, ау. Авто-тему в обозримом будущем я ещё детальнее раскрою на реальных примерах; но потом. ;)
И дело тут не в том, что "я хачююю" что-то против мнения большинства, а в принципе нормальна ситуация, когда мнение изрядного числа граждан сознательно игнорируется, при том, что постулируется какая-то там Свобода, Демократия, общие цели и задачи. Вместо взаимо-уважения - одна сплошная толерантность; и хотя это слово у нас обычно сводится к теме ЛГБТ, это опять же - культура; культура взаимодействия между гражданами и целыми обществами. Если нет уважения, то нет и цели договариваться, решать вопросы компромиссно, с учётом мнения разных сторон. Соответственно, "общество" продолжает быть разодранным на части. А если учесть, что традиционное общество было всё-таки более-менее сплочённым, а теперь эта традиционность вымывается под напором современной "культуры", то налицо культурная атомизация общества; что суть оксюморон. Культура - она про общее, а тут получается наоборот.
Вообще-то хотел написать про то, как культурное воздействие не работает в условиях анти-культурного противодействия, а получилось про другое; ну, значит, в другой раз.
https://xommep.livejournal.com/565126.html
Про культуру и нормы
Статья конечно , оооочень запутана , сравнениями и формулировками. Основная мысль очень отдаленно кок где всплывает)))
Но я скажу вот что, общепринятые нормы, разные социальные нормы и культуры исполнения и бытия и прочие ограничивающие и нормирующие меры , это на мой взгляд споробы управления и воздействия на основное стадо...
Я просто ненавижу , всем своим нутром и всей своей сознательной частью, подчиняться подчиняться чему либо с чем я несогласен. Иногда это приходится делать вынужденно, иногда по справедливости понимаю что надо. Все от религии до законов , регламенты и нормат. акты ...все призвано удерживать в определенном состоянии массу общества.. культура сама по себе, очень красивое и благородное явление, короток тоже пытаются регламентировать и тем самым превратить в инструмент.
Я знаю по себе что много нарушаю культуру и нормы в различных областях, при чем в большинстве своем сознательно...выражая тем самым свое мнение.
А вообще есть над чем пофилософствовать)))
Но я скажу вот что, общепринятые нормы, разные социальные нормы и культуры исполнения и бытия и прочие ограничивающие и нормирующие меры , это на мой взгляд споробы управления и воздействия на основное стадо...
Я просто ненавижу , всем своим нутром и всей своей сознательной частью, подчиняться подчиняться чему либо с чем я несогласен. Иногда это приходится делать вынужденно, иногда по справедливости понимаю что надо. Все от религии до законов , регламенты и нормат. акты ...все призвано удерживать в определенном состоянии массу общества.. культура сама по себе, очень красивое и благородное явление, короток тоже пытаются регламентировать и тем самым превратить в инструмент.
Я знаю по себе что много нарушаю культуру и нормы в различных областях, при чем в большинстве своем сознательно...выражая тем самым свое мнение.
А вообще есть над чем пофилософствовать)))
КОГДА МЫ ВМЕСТЕ - НИКТО НЕ КРУЧЕ
Mitsubishi Delica 35/EТ
Mitsubishi Pajero Крепыш
906 774 9 три нуля
Mitsubishi Delica 35/EТ
Mitsubishi Pajero Крепыш
906 774 9 три нуля
Ну...загнул тему Борисыч))))
КОГДА МЫ ВМЕСТЕ - НИКТО НЕ КРУЧЕ
Mitsubishi Delica 35/EТ
Mitsubishi Pajero Крепыш
906 774 9 три нуля
Mitsubishi Delica 35/EТ
Mitsubishi Pajero Крепыш
906 774 9 три нуля
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость